«Три девицы под окном пряли поздно вечерком» — известная многим фраза из знаменитого произведения Александра Сергеевича Пушкина. Для наших прабабушек это не просто слова, а действительность их молодости. Долгими вечерами, когда домашняя работа по хозяйству была сделана, девушки собирались вместе и при свете лучины (тонкая длинная щепка от сухого полена для освещения избы) или керосиновой лампы — пряли, вязали кружева, вышивали.
Задача не в том, чтобы скоротать вечерок, а чтобы приготовить приданое.
Кружева вязали крючком из тонких нитей. Затем их пришивали к полотенцам, наволочкам. Отдельно связанные мотивы соединялись в скатерти, покрывала, занавески. Вязали подзоры — это кружевная оборка или кайма, пришивалась она к тканому или вязаному покрывалу. В умелых руках мастериц мелькали крючок или спицы и появлялся новый узор. Совсем немного: крючок, нить, фантазия, трудолюбие — слагаемые успеха прабабушек.
Слово “кружево” имеет два значения. Одно от слова “окружать” отделкой край одежды.Другое значение от французского слова означающего “ажур”- тонкая кружевная ткань. К технике кружева также можно отнести филейное кружево, вязаное крючком,, шитое из тесьмы, фриволите, макраме.
Родиной кружева считается Генуя. Появление тонких металлических булавок в 16 веке предоставило возможность творить кружево. Однако на Руси известны летописи 13 века с описанием первых русских кружев, сплетённых из золотых и серебряных нитей. На простую нить накручивали тончайшие металлические нити и она называлась “бить”. Вот этой-то нитью и выплетались разнообразные узоры. Причём к металлической пряже добавлялась бить малинового, синего и зелёного цветов.
Европейское кружево.
Ажурную вышивку по разреженному полотну заменило кружевоплетение без тканой основы. Первое кружево называлось образно – стежок в воздух.Ткань для выполнения узора была не нужна, так как узор наносился на бумагу и выполнялся иглой, петельным швом.
По контуру, нарисованного на бумаге, узора прокладывалась толстая нитка. Эта нитка стежками прикреплялась к бумаге и подложенному под бумагу полотну. Потом пространство ограниченное по контуру ниткой заполнялось петельным швом. Там где требовалось соединение мотивов, делались связки петельным швом. Когда всё было готово, тогда наметка разрезалась и кружево отделялось от бумаги.
Кружево украшает одежду, оживляет интерьер. При декорировании багетная мастерская становится популярной, ведь без обрамления зеркало, картина или вышивка станут невыразительными и блёклыми. Так и кружево придаёт законченность определённым вязаным изделиям.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.