Филейное вязание фрагмент покрывала

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком» — известная многим фраза из знаменитого произведения Александра Сергеевича Пушкина. Для наших прабабушек это не просто слова, а действительность их молодости. Долгими вечерами, когда домашняя работа по хозяйству была сделана, девушки собирались вместе и при свете лучины (тонкая длинная щепка от сухого полена для освещения избы) или керосиновой лампы — пряли, вязали кружева, вышивали.

Задача не в том, чтобы скоротать вечерок, а чтобы приготовить приданое.
Кружева вязали крючком из тонких нитей. Затем их пришивали к полотенцам, наволочкам. Отдельно связанные мотивы соединялись в скатерти, покрывала, занавески. Вязали подзоры — это кружевная оборка или кайма, пришивалась она к тканому или  вязаному покрывалу. В умелых руках мастериц мелькали крючок или спицы и появлялся новый узор. Совсем немного: крючок, нить, фантазия, трудолюбие — слагаемые успеха  прабабушек.

Край покрывала филейное кружево

Кайма для покрывала.
Кайма для скатерти филейное кружево

 

Слово “кружево” имеет два значения. Одно от слова “окружать” отделкой край одежды.Другое значение от французского слова означающего “ажур”- тонкая кружевная ткань. К технике кружева также можно отнести филейное кружево, вязаное крючком,, шитое из тесьмы, фриволите, макраме.

Родиной кружева считается Генуя. Появление тонких металлических булавок в 16 веке предоставило возможность творить кружево. Однако на Руси известны летописи 13 века с описанием первых русских кружев, сплетённых из золотых и серебряных нитей. На простую нить накручивали тончайшие металлические нити и она называлась “бить”. Вот этой-то нитью и выплетались  разнообразные узоры. Причём к металлической пряже добавлялась бить малинового, синего и зелёного цветов.

Европейское кружево.

Ажурную вышивку по разреженному полотну заменило кружевоплетение без тканой основы. Первое кружево называлось образно – стежок в воздух.Ткань для выполнения узора была не нужна, так как узор наносился на бумагу и выполнялся иглой, петельным швом.

По контуру, нарисованного на бумаге, узора прокладывалась толстая нитка. Эта нитка стежками прикреплялась к бумаге и подложенному под бумагу полотну. Потом пространство ограниченное по контуру ниткой заполнялось  петельным швом. Там где требовалось соединение мотивов, делались связки петельным швом. Когда всё было готово, тогда наметка разрезалась и кружево отделялось от бумаги.

Кружево украшает  одежду, оживляет интерьер. При декорировании багетная мастерская становится популярной, ведь без обрамления зеркало, картина или вышивка  станут невыразительными и блёклыми. Так и кружево придаёт законченность определённым вязаным изделиям.